ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «КОРПУС «ЗА ЧИСТЫЕ ВЫБОРЫ»


О выборах в Республике Башкортостан депутатов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан и некоторых вопросах законотворческой и правоприменительной практики

Представители Регионального отделения Корпуса «За чистые выборы» в Республике Башкортостан приняли активное участие в осуществлении общественного контроля в единый день голосования. Так, на участках работали наблюдатели Корпуса «За чистые выборы», для решения спорных ситуаций функционировала мобильная бригада юристов, представитель Корпуса также присутствовал в региональном общественном пресс-центре.

В соответствии с Конституцией республики 9 сентября избирались 110 депутатов: 55 депутатов по одномандатным избирательным округам и 55 депутатов избирались по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов. Всего 9 сентября в регионе свои двери открыли 3426 участковых избирательных комиссий, а явка избирателей по предварительным данным составила более 49 процентов.

По предварительным итогам за Единую Россию проголосовали 58% избирателей, за КПРФ – 18%, за ЛДПР – 9%, за Справедливую Россию – 5%, за Патриотов России – 4%, за Партию Зеленых – 2%. Таким образом, мандаты в ГосСобрании региона распределились следующим образом: Единая Россия – 79 мандатов, КПРФ – 15 мандатов, ЛДПР – 7 мандатов, Справедливая Россия – 5 мандатов, Патриоты России – 2 мандата, Партия Зеленых – 1 мандат и 1 мандат достался самовыдвиженцу.

Избирательные участки города Уфы были оснащены комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на 94%, городских округов республики — на 74%.

Всего на выборах в законодательное собрание региона КОИБы использовались на 811 избирательных участках. Более 49,27% жителей республики имели возможность проголосовать с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней. В этом году по обеспеченности КОИБ республика вышла на третье место в стране.

Для обеспечения общественного контроля на сайте Национального общественного мониторинга работала интерактивная карта нарушений, где каждый мог сообщить о возможных нарушениях избирательного законодательства. В основном сообщения о нарушениях поступали по участкам города Уфы.

В целом избирательная кампания в регионе прошла без громких скандалов, и нарушений, которые могли бы существенно повлиять на итоги голосования, но имели место обращения о нарушениях, связанных с незаконной агитацией за кандидатов, недопуском на участки наблюдателей, проблемами на выездном голосовании. Так, получены сообщения о порядка 30 нарушениях. В более чем половине случаев избирательный спор был решен в течение дня голосования, в девяти случаях информация носила фейковый характер, по двум обращениям, связанным с работой наблюдателей на участках и выездным голосованием, были подготовлены соответствующие обращения в органы правопорядка и Центризбирком Республики Башкортостан.

Так, к примеру, в городе Туймазы было сообщение о вбросе 80 бюллетеней, по итогам рассмотрения жалобы в ТИК было принято решение о пересчете голосов, но, по неизвестным причинам, заявитель, который также являлся членом комиссии с правом решающего голоса, не стал дожидаться окончания пересчета голосов. С точки зрения эффективности общественного контроля – это не самый лучший способ проверки корректности пересчета голосов, находиться на участке лучше неотрывно до момента получения копия протокола. Тем не менее информация о нарушении не подтвердилась.

Достаточно активно работали наблюдатели от различных политических сил в городе Уфе (особенно в Демском районе), городе Белорецк, городе Октябрьский, а также на отдельных зонах некоторых муниципальных районов республики. Было несколько обращений от наблюдателей о том, что в списках избирателей были замечены пометки около некоторых избирателей, карандашом или ручкой. Было установлено, что указанные отметки имеют характер мелких точек цветного маркера, имеющих типографический способ происхождения. Указанные обстоятельства с правовой точки зрения не препятствуют работе со списками избирателей в установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодексом Республики Башкортостан о выборах порядке, а также не позволяют вносить в списки избирателей какие-либо изменения, не предусмотренные действующим законодательством.  В соответствии с пунктом 6 статьи 86 кодекса Республики Башкортостан о выборах ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию, либо в архив.

Были также ряд традиционных  жалоб о недопуске наблюдателей на участки, на некоторых УИКах в городе Уфе у наблюдателей не было документов удостоверяющих личность, и их допустили после предъявления паспортов, на некоторых участках члены комиссии неправомерно требовали дополнительные документы, не предусмотренные действующим законодательством, но в большинстве случаев до 9-10 часов данные проблемы были решены путем разъяснения положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодекса Республики Башкортостан.

К сожалению, в республике, как и в большинстве субъектов РФ не был принят региональный закон, позволяющий субъектам общественного контроля (в частности от общественной палаты) направлять наблюдателей на текущие выборы. На сегодняшний день правовыми основаниями нахождения наблюдателя могут быть только направления от конкретной политической партии, кандидата или средств массовой информации. Мы считаем, что возможность направления наблюдателей от независимого субъекта общественного контроля это  необходимая мера, если мы хотим увеличения числа объективно настроенных наблюдателей, а не лиц преследующих только защиту интересов ограниченного круга лиц.

Этот вопрос также обсуждался на прошедшем в городе Москве 17-18 августа Первом Всероссийском конгрессе общественных наблюдателей, где также принял участие и представитель от регионального отделения Корпуса «За чистые выборы». На конгрессе обсудили самые важные вопросы выборов в России, в том числе перспективы электронного голосования, создания Общественного совета с включением представителей основных общественных наблюдательных организаций для эффективного обсуждения тенденций избирательного законодательства. Мы полностью поддерживаем озвученную на конгрессе идею кодификации избирательного законодательства, которая на региональном уровне уже сделана в ряде субъектов, в том числе в Республике Башкортостан. Одним из сильных аргументов «за» является то, что тогда бы внесение поправок по какому-либо вопросу (например, о статусе, полномочиях наблюдателей и др.)  было бы проще с точки зрения законотворческого процесса и не требовало бы одновременного изменения порядка 3 и более федеральных нормативно – правовых актов, ряда подзаконных, а также региональных НПА. Кодифицирование, а иными словами «упорядочивание» нормативно – правовой базы в избирательной сфере позволило бы повысить уровень правовой культуры граждан через упрощение доступности поиска конкретной нормы права, в частности не обладающих специальными познаниями в юриспруденции.  А на сегодня правовые реалии таковы, что по-настоящему разобраться в тонкостях избирательного законодательства при обилии нормативно – правовых актов могут только юристы или лица с соответствующим опытом и знаниями.


Livejournal Яндекс Одноклассники Liveinternet Mail.Ru