ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «КОРПУС «ЗА ЧИСТЫЕ ВЫБОРЫ»


Быть или не быть выборам в ГосДуму в сентябре?

Перенести выборы в Государственную Думу с правовой точки зрения достаточно сложно, поскольку данная процедура напрямую регулируется Конституцией РФ и федеральными законами.

Стандартным основанием для проведения выборов является прекращение конституционных полномочий Госдумы, то есть истечение пятилетнего срока, на который были избраны депутаты. Тут всё понятно: VI созыв избрали в декабре 2011-го, следовательно VII созыв тоже будет избран в декабре, но уже 2016-го, как и предполагалось изначально. Что касается переноса этой даты, то исходя из конституционных положений, есть несколько процессуальных конфигураций реализации такой схемы: повторное в течение трех месяцев выражение Думой вотума недоверия Правительству РФ и тогда Президент вправе либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Палату; постановка Председателем Правительства РФ вопроса о доверии и если депутаты отказывают в нём, то, как и в предыдущем случае, возможны два пути решения этого вопроса; смена Председателя Правительства и если депутаты три раза проголосуют против нового кандидата на этот пост, тогда Дума будет распущена автоматически. Последний вариант почти был реализован на практике в 1998-м году, когда лишь с третьей попытки депутаты утвердили Председателем Правительства С.В. Кириенко, а потом, после его отставки, дважды отклонили кандидатуру В.С. Черномырдина, но в третий раз утвердили Е.М. Примакова, испугавшись собственного роспуска. Что касается вотума недоверия Правительству РФ, то он был вынесен лишь единожды, в 1995-м году, однако в итоге Правительство не было отправлено в отставку, а сама Дума не подверглась процедуре роспуска, отказавшись от обострения конфликта с Президентом.

Таким образом, самороспуска Государственной Думы «просто так», по своей инициативе, действующим законодательством не предусмотрено. Однако депутаты вправе подвергнуть корректировке как Конституцию, так и федеральные законы, регулирующие сроки и порядок проведения выборов. Но для внесения поправок в Конституцию предусмотрена более сложная процедура и на это потребуется достаточно много времени.

Кстати, в целом ряде международных нормативных актов содержатся положения и рекомендации о том, что избирательное законодательство не должно меняться за короткий срок до ранее установленной даты проведения выборов, то есть должно быть стабильным, а сроки – предсказуемыми.

Теги: ГосДума, выборы, инициатива



Livejournal Яндекс Одноклассники Liveinternet Mail.Ru